18.Религиозные чувства

С точки зрения христианской психологии особенный интерес представляют, конечно же, духовно-религиозные чувствования. Понятно, что недооценивать важность религиозных чувств нельзя, и при том — по нескольким причинам. Во-вторых, из-за интегративных свойств религиозных чувств: Важность религиозных чувств переживаний обусловливает и необходимость их изучения, о чем и писали известные русские богословы: Что касается степени количественного проявления переживаний и чувств в религии, то здесь, скорее всего, нужна разумная умеренность и золотая середина. Должен быть определенный оптимум чувств:

Психология верующих. Особенности религиозной психологии / Настольная книга атеиста

Психологические корни религии Д. Угринович провел анализ различных научных и религиозных позиций по данному вопросу. Он критикует русских православных богословов, которые отвечали на этот вопрос однозначно: Угринович высказывает мнение, что подобное объяснение феномена религиозной веры заранее предполагает всеобщий и обязательный для всех людей характер религиозной веры.

Две важнейшие добродетели человека верующего – любовь ко Всевышнему и страх перед Ним. Если первое чувство лишь прибавляет нам душевного.

О религиозных чувствах и формах религиозности Статья: О религиозных чувствах и формах религиозности: Хотя в основе всех религий лежит мистический опыт переживаний их создателей и святых, в широкой массе верующего народа далеко не все являются мистиками. Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями.

Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний. В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности. Если они примитивны, примитивной оказывается и форма религиозности. Если они более глубоки, то более глубокой оказывается и форма религиозности.

Искать Не нашли работу? Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными.

Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней Бога. Обращаясь к религиозной сфере жизни, нетрудно увидеть примеры такого есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство.

Поиск в превью документа Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Широко известно высказывание Энгельса из"Анти-Дюринга" о том, что религия существует как непосредственная, г.

Религиозные идеи и представления Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают религиозные идеи и представления. Во-первых, они носят несистематизированный, хаотический характер. В сознании громадного большинства верующих религия существует не в виде какой-либо оформленной системы догматов и мифических представлений, а чаще всего в виде отдельных образов, идей, картин, мифических рассказов и т. Во-вторых, в массовом религиозном сознании преобладают не отвлеченные идеи и догматы, а наглядные представления и образы.

Христианство и страх

Религиозные чувства В религиозной сфере чувства играют особенную роль. Многие богословы утверждают, что всякому человеку присуще некое врожденное религиозное чувство, особое стремление, тяготение к Богу и что это религиозное чувство отличается от всех других эмоциональных процессов, которые испытывает человек, своей уникальностью. Богословы и философы-идеалисты подчеркивают при этом, что религиозное чувство по существу своему непостижимо для разума.

инств), имеющие целью дать реальное выражение религиозному верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, грех.

Главная Страх мистики и религии Страх мистики и религии Казалось бы страхи мистики и религии — атрибуты невежественного средневековья, чуждые нашим современникам. Стремительное развитие цивилизации, ярко выраженный прогресс в области науки и техники объяснили большинство явлений природы, установили причинно-следственные связи и закономерности многих событий.

В тоже время техническая революция выдвинула повышенные требования к каждой личности, принесла существенную информационную перегрузку, внесла значительные коррективы в естественный образ жизни человека. Фанатичное следование религиозным учениям, почитание оккультизма — благодатная почва для возникновения фобических расстройств. В них все располагает для мнимого избегания личной ответственности за собственную жизнь, ведь всегда есть готовое объяснение: В данной группе присутствуют: Среди иррациональных, навязчивых страхов часто фиксируется патологическая боязнь нечистой силы — сатанофобия.

Данное расстройство зарождается без объективных причин у излишне впечатлительных людей, имеющих склонность к возникновению различного рода неврозов и психозов. По мнению психологов основная причина появления патологии: А так как неизвестность — сама по себе пугающая, соответственно, потусторонний мир — страшен и зол.

Три основных элемента религиозного чувства.

Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости; природа есть, таким образом, первый объект религии. Содержание этого параграфа распадается на две части. Одна часть объясняет субъективное происхождение или основу религии, другая — характеризует первый, или первоначальный, объект религии. Сначала поговорим о первой. Так называемые спекулятивные философы издевались над тем, что я чувство зависимости объявляю источником религии.

представителей разных религий, их связи с религиозным дискурсом. .. « Страх за свою жизнь, за свое будущее, за близких, нового мировоззрения – чувство защищенности и безопасности по отношению к.

Марксистский его анализ предполагает, в частности, выяснение тех социальных причин и условий, которые рождают потребность в нем. Для социологии религии важно изучение социальной роли религиозного утешения, тех функций, которые оно объективно выполняет в различных общественных системах. Мы исследуем религиозное утешение в социально-психологическом плане.

Иначе говоря, нас интересует, как реализуется религиозное утешение в психике верующего, а также в сознании религиозной группы. Для выяснения этой проблемы придется в первую очередь определить специфику религиозных чувств, а также исследовать особенности их динамики в процессе богослужения и индивидуальной молитвы. Этот механизм действует не только в религиозном сознании. Задача состоит в том, чтобы выявить особенности религиозного катарсиса, которые определяют его специфическое воздействие на личность и на общество.

Кроме того, мы попытаемся охарактеризовать некоторые иные психические состояния личности, которые сами по себе не носят религиозного характера, однако, будучи включены в систему религиозной веры, приобретают особую направленность. В данной связи закономерно возникает вопрос о путях и средствах удовлетворения психологических потребностей людей в социалистическом обществе, которые сделают излишним и ненужным их обращение в поисках утешения к религии.

Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание.

В ряде работ советских психологов справедливо указывалось на необходимость вычленения в эмоциональных процессах двух аспектов:

Религиозный опыт

Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

Как может это космическое религиозное чувство передаваться от одного Он не находит смысла в религии страха и в равной степени.

Попытаемся разобрать смысловую конструкцию этого понятия. Яблоков, в Учебном словаре-минимуме по религиоведению , дает следующие определения: Не всякие переживания можно считать Ч. С религиозными представлениями могут сплавляться и получать соответствующую направленность, значение и смысл разные эмоции человека — страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, праксические и гностические, нравственные и эстетические.

Общим признаком, критерием религиозного сознания является религиозная вера, к-рая включает знание и принятие в качестве истинных религиозных идей, представлений, понятий, повествований и уверенность в существовании гипостазированных греч. Религиозное поведение представляет собой ряд поступков, реализующих религиозные предписания и совершающихся в соответствии с религиозными нормами.

Оно носит символический характер, выражает религиозные значения и смыслы, может быть культовым и внекультовым действия во время богослужения, религиозных обрядов и праздников, молитвы, в процессе преподавания богословия, религиозного воспитания в семье, управления религиозными организациями, пропаганды религии и т. К показателям включенности в религиозные отношения принадлежат: Религиозные чувства — это самый обычный набор чувств, которые верующий человек испытывает по отношению к тому, что связано с его верой.

Вот цитата Вильяма Джемса из того-же учебника: Описывая представления Юма о происхождении религии, автор пишет: То есть религиозные чувства каждого человека уникальны. Поэтому массовое подписание одного и того же заявления об оскорблении религиозных чувств, выглядят как минимум странно. Здесь ситуация вообще очень странная.

ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ это:

Ваш комментарий о книге Чистяков Г. Религиозное чувство как психологический феномен Размышления о самой природе религиозного чувства представляются очень важными, потому что зачастую человек не вполне понимает, что это такое - не следовать тем или иным традициям, правилам или установлениям, но именно чувствовать Божье присутствие или , как говорил Барух Спиноза. Такой замечательный и, на самом деле, очень глубокий по смыслу афоризм можно найти в Интернете в реплике корреспондента одной из газет, предназначенных для учителей.

Чувство страха вызывает и сама больничная обстановка, нарушающая . И, наконец, для религиозного человека боль как искупление является.

Это объяснялось не только усилением иррационализма в философии, но и необходимостью научного изучения роли чувств в сознании и поведении верующих. Необходимость изучения религиозных переживаний вытекала как из логики научного познания, так и из практических потребностей церковных организаций, стремившихся поставить психологию религии себе на службу. Исследования религиозных чувств в буржуазной психологии религии исходят из ложной методологии.

Однако буржуазные психологи со своих позиций поставили важные проблемы, связанные с пониманием религиозных эмоций, выявили некоторые существенные особенности их динамики. Они обратили внимание на специфику религиозных эмоций. Некоторые из них пытались определить религиозное чувство, исходя из специфического психологического его содержания Одни, следуя за известным немецким теологом Ф.

Однако некоторые буржуазные психологи давно уже высказывали свое скептическое отношение к такого рода попыткам.

Религиозные чувства

Пусть распространится твоё милосердие На всех людей, взрослых и детей. Это одна из многих молитв, которые дети обычно читают перед сном. На содержание таких текстов не обращают внимания. Тем не менее в этих текстах содержится в концентрированном виде суть и эмоциональное содержание мистицизма. В первом двустишии содержится просьба о защите; во втором двустишии просьба адресуется непосредственно отцу; в третьем двустишии содержится просьба о прощении прегрешения:

По мнению многих психологов, религиозное начало, или религиозное чувство, присуще каждому человеку вообще. Оно таится где-то в глубине.

Предыдущая1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Следующая Греч. Религия пытается вызвать К. В основе явления, именуемого катарсисом, лежит определенная закономерность смены эмоциональных состояний, определенная динамика чувств и переживаний. Эстетический катарсис в широком смысле этого слова состоит в том, что в процессе художественного творчества или восприятия произведений искусства отрицательные переживания преодолеваются и вытесняются положительными.

В ходе катарсиса противоречивые, порой тяжелые и мучительные переживания, по выражению Л. Динамический стереотип протекания эмоциональных процессов, отмеченный выше, свойствен любому катарсису. Но если эстетический катарсис имеет своим содержанием эстетические переживания, то религиозный катарсис неразрывно связан с религиозными представлениями и верованиями.

Три основных элемента религиозного чувства

Для эксперимента были приглашены 15 монашек из ордена кармелитов. Исследователи обнаружили несколько областей мозга, в которых при вспоминании мистического опыта активность была выше, чем в областях, отвечающих за эмоции. К примеру, высокой она оказалась в зоне так называемого хвостатого ядра, ассоциирующегося с чувствами радости и блаженства. Исследователи обнаружили также активность в областях, связанных с телесными ощущениями в целом, что, возможно, и объясняет ощущение единства с Богом и с окружающими людьми.

Кроме этого, обнаружились нейрофизиологические изменения, типичные для глубокого сна и медитации.

Ответ очевиден: религиозное поклонение и страх естественный – понятия а именно – как из чувства страха формируется понятие о Боге. Какое бы.

Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание. В ряде работ советских психологов справедливо указывалось на необходимость вычленения в эмоциональных процессах двух аспектов: С точки зрения психологического содержания чувства делятся на положительные радость, любовь и т.

В отличие от познавательных процессов чувства не просто отражают явления и предметы окружающего мира, но выражают определенное отношение человека к этому миру. Чувства относятся к сфере психики человека, но интенсивные чувства могут вызвать существенные изменения целого ряда жизненных, в том числе и физиологических, функций организма.

Эти органические изменения, как убедительно показано в работе Л. Джемс , а, напротив, их следствием Советские психологи отмечали, что для правильного понимания места того или иного чувства в жизни личности важно учитывать психологическое содержание чувства и его направленность, его объект. Выделенные общей психологией аспекты эмоциональных процессов чрезвычайно важны для правильного понимания религиозных чувств.

Как избавиться от страха неудачи

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно достижима! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми здесь!